На Дальнем Востоке прошел Восточно-экономический форум

07.09.15 12:22
Прочтений новости 1811

Город

Фото новостиВо Владивостоке завершила работу сессия Восточного экономического форума. Презентация проекта «открытия» Дальнего Востока, в первую очередь Приморья, для азиатских инвесторов прошла успешнее ожиданий. Текущая экономическая обстановка в РФ увеличила шансы для проектов в регионе не только Китая и Южной Кореи, но и Японии, а также на инвестиции в регион стран Персидского залива.

Будьте в курсе новостей в Facebook Нравится ×
Трехдневный Восточный форум, завершившийся 5 сентября во Владивостоке, начался как развернутая презентация российскими властями системы территорий опережающего развития (ТОР) в ряде дальневосточных территорий и режима свободного порта в самом Владивостоке. Президент Владимир Путин дополнил 4 сентября это предложение инициативой по распространению статуса свободного порта (он предполагает в первую очередь свободную таможенную территорию) на другие гавани региона. Также он анонсировал либерализацию визового режима для иностранцев: введение виз по прибытию на восемь дней для посещающих Владивосток позволит формировать турпоток в первую очередь из КНР и Японии. Мероприятия форума 4–5 сентября с участием азиатских делегаций позволяли оценить, насколько предложение России по региональной кооперации и развитию Дальнего Востока принято всерьез.

Экономические проблемы в российском госсекторе, судя по всему, увеличивают шансы на относительный успех системы инвестиционных зон по крайней мере в Приморье: если ранее проекты развития Дальнего Востока в основном ориентировались на российские госинвестиции (что обеспечивает интерес к проектам южнокорейских компаний, рассчитывающих на контракты в рамках транспортных, нефтехимических, судостроительных и машиностроительных компаний), то санкции и неизбежное сокращение в сравнении с периодом 2009–2014 годов инвестпрограмм «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти», «Росатома», СИБУРа и «Русгидро» делают азиатских инвесторов неизбежными партнерами федеральной и региональных властей РФ в регионе. Отметим, санкционные проблемы все же влияют на инвестпроекты — так, вице-президент ВТБ Василий Титов прямо говорил об «излишне» внимательном отношении банков КНР к санкционному режиму в отношении РФ. Тем не менее снижение бюджетных доходов РФ и проблемы с внешними займами для компаний КНР, Южной Кореи и Японии отлично сочетаются с «открытием» Дальнего Востока — последней крупной составляющей АТР, в которой ранее практически не создавались современные свободные экономические зоны.

Китайскую делегацию на Восточном форуме возглавлял «экономический» заместитель председателя Госсовета КНР Ван Ян, который 5 сентября вместе с полпредом президента в ДВФО Юрием Трутневым провел совещание глав приграничных регионов КНР и РФ по вопросам развития. Ван Ян не скрывал определенной осторожности Китая в отношении ТОР и свободных портов, пояснив, что инвесторам КНР «не стоит создавать излишние хлопоты» РФ в случае нежелательности инвестиций в какие-либо проекты. По его словам, китайские компании в некоторых случаях считают риски инвестиций в РФ высокими и ожидают сопротивления властей дальневосточных регионов китайским проектам. В любом случае, подчеркнул Ван Ян, необходим «контроль общественного мнения» в РФ по поводу китайских проектов. В свою очередь, замглавы Госсовета КНР пообещал в собственной юрисдикции «наказывать» китайские компании, допускающие в инвестпроектах КНР нарушения экологического и трудового законодательства РФ.

В целом же на Восточном форуме обсуждались десятки разноуровневых проектов, ориентированных на региональную кооперацию РФ и КНР, при этом Ян Ван отмечал «дефицит» инвестпроектов на Дальнем Востоке (Юрий Трутнев в ответной речи опроверг нехватку инвестпроектов, но посетовал на китайские банки, не слишком охотно кредитующие китайские проекты в регионе — они ориентированы на кредиты в РФ).

При этом на открытых площадках Восточный форум уделил относительно немного внимания сверхкрупным кооперационным проектам КНР и РФ — газопровод «Сила Сибири», проекты скоростного движения РЖД, авиапроекты «Сухого» обсуждались в основном в ходе визита Владимира Путина в Пекин 2–3 сентября. Основная же неопределенность для проектов «уровнем ниже» — это объемы будущих вложений РФ в дальневосточную инфраструктуру: крупные инвестиции государства в инвесттерритории — практически общепринятые правила игры в регионе. Как пояснил «Ъ» глава консалтинговой компании Strategy Partners Group Александр Идрисов, после введения механизма ТОР и свободного порта условия для работы компаний на Дальнем Востоке впервые станут сопоставимыми с другими особыми зонами в Азии и интерес китайских инвесторов заметен, хотя многие компании по-прежнему предпочитают действовать непублично.

Определенным открытием форума стала активность японских компаний на переговорах вокруг инвесттерриторий Дальнего Востока, неожиданная на фоне традиционно сложных внешнеполитических отношений РФ и Японии. Весьма активно на форуме выступал Маэда Тадаси, старший управляющий Japan Bank for International Cooperation, экспортно-импортного госбанка: он призывал обратить внимание на инструменты JBIC по финансированию инвестпроектов в иенах (ранее банк ограниченно сотрудничал со структурами РФ, в основном с ВТБ).

Отметим, традиционно инвесттерритории в АТР привлекают инвестиции не только из стран региона, и Дальний Восток в случае успеха проекта исключением не будет. Так, первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил «Ъ» о том, что соглашение глава Российского фонда прямых инвестиций и китайского Фонда шелкового пути о дальневосточных проектах, подписанное накануне, предполагает привлечение в них инвестиций третьих сторон. Глава РФПИ Кирилл Дмитриев, в свою очередь, сообщил, что речь может идти о вложениях в регион структур стран Персидского залива — ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии.

По материалам: http://news.rambler.ru

Другие городские новости:

Прислать новость:

Вы можете бесплатно отправить новость нашему редактору для публикации

Бизнес-новости:

Городские новости Владивостока – это интересные подборки новостей на экономическую, политическую, общественную тематику касательно региона.